Пока
мы спорим "пущать" или "не пущать" наших детей в Интернет - они уже здесь. Мы снова опоздали. Очевидно, что сейчас
невозможно гарантировать стопроцентную защиту детей от нежелательного
контента. Никакие фильтры никогда такой гарантии не дадут. Но мы можем
формировать у ребят навык "безопасного" поведения в Интернете. Как? Проблема относительно «свежая», но, как мне кажется, решается «старыми»
методами:
1. Родители должны знать чем заняты их дети. Самое простое
– разговаривать с детьми: чем живет, чем интересуется, какие сайты любит
посещать и почему, с кем дружит, в том числе, и в Интернете. Кроме того (не
вместо – кроме!) семейный фильтр на поисковой машине, контроль по логам и
проч.
2. Дети должны владеть основами ОБЖ. Мы учим их не разговаривать
с незнакомцами? Мы объясняем, что нельзя называть незнакомцам свой домашний
адрес? Ну и в сети все то же самое. Сейчас много интересных обучающих
ресурсов для детей создается с целью обучения безопасному поведению в Сети.
3. Учитель должен понимать, зачем он отправляет детей в
Интернет. Учить «с интернетом» нынче модно. Всегда ли это оправдано?
Предположим, учитель сформулировал конкретные задачи урока, реализуемые с
помощью Интернет-ресурсов. Какие здесь могут быть варианты обеспечения
безопасности:
- закрытые среды
обучения, например, учебные блоги, где могут оставлять свои комментарии
только те, кто получил соответствующий доступ от учителя, ведущего блог;
- постановка
конкретной учебной задачи: что хочу найти? где? как использую?
- формирование
навыков критического мышления;
- список
проверенных учителем ресурсов, с которых предлагается использовать
информацию;
- все те же
фильтры и контроль системного администратора если таковой в школе
имеется.
Самое главное - приучать детей не «проводить время» в Интернете, а активно
пользоваться полезными возможностями сети.
А возможностей - глаза разбегаются! Сколько всего можно сделать помощью
разных социальных сервисов: и презентацию в блог подвязать, и мультик, и
слайд-шоу. Одна только беда: снижается уровень безопасности закрытого блога:
очень уж много встроенных кнопок, уводящих на родной сайт поставщика услуги.
А "родной сайт", понятное дело, на детей не рассчитан и что там на
титульной странице выскочит в тот момент, когда ребенок кликнет, это еще
большой вопрос.
|
Дети до 7 лет
Во время
первого знакомства с Интернетом закладывается фундамент для его последующего
использования и формирования хороших манер у детей. Детям дошкольного возраста
нравится установленный порядок, и это является идеальным способом развития у
детей навыков безопасного использования Интернета.
Дети до 7
лет могут не полностью понимать информацию, доступную в Интернете, и, например,
не отличать рекламу от действительного содержимого. В этом возрасте родителям
необходимо помогать детям в поиске подходящего материала. Дети часто не видят
разницы между использованием Интернета и играми или рисованием на компьютере.
На этом
этапе родители могут установить первые внутренние правила использования
компьютера.
- Время, проводимое за
компьютером, необходимо ограничить по причинам, связанным со здоровьем.
- Поместите компьютер, например,
в гостиной. При использовании Интернета дошкольниками рекомендуется
присутствие взрослого.
- Доступ к Интернету для
дошкольников необходимо ограничить до списка знакомых веб-сайтов, выбранных
заранее. Более подготовленные дети могут найти знакомые сайты в меню
«Избранное» обозревателя Интернета.
- Самым безопасным решением
является создание для ребенка персональной рабочей среды, в которой выбор
сайтов ограничивается только указанными сайтами.
Дети 7–9 лет
Юные
школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и
у друзей. Родители и дети должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим
образом, и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже
могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не
менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете,
особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук).
Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут
столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными
самостоятельно и безопасно работать в Интернете. Родители могут поделиться
собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь
своим детям.
В этом
возрасте ограничения, защита и использование Интернета под присмотром
по-прежнему являются первостепенными. Родителям и детям рекомендуется
согласовать правила использования Интернета и пересматривать их по мере взросления
детей.
- Использование Интернета дома
по-прежнему разрешено только в присутствии родителей. Это обеспечивает
получение помощи в любой проблемной ситуации.
- Если компьютер установлен в
комнате, которой пользуется вся семья, использование Интернета становится
естественным для повседневной жизни.
- Ребенок еще не может определить
надежность веб-сайта самостоятельно, поэтому ему/ей всегда следует
спрашивать разрешения у родителей перед публикацией личной информации.
- Чаты и другие общественные
интерактивные обсуждения пока не подходят ребенку этого возраста. В
качестве адреса электронной почты, который используется этой возрастной
группой, должен использоваться общий семейный адрес электронной почты.
- При создании учетной записи
пользователя с ограниченными правами ребенок может научиться использовать
компьютер самостоятельно.
Ознакомьтесь с дополнительной информацией: Безопасная рабочая среда - Для предотвращения доступа к неуместным
сайтам можно также применять программы фильтрации, но важно, чтобы
родители по-прежнему активно участвовали в использовании Интернета
ребенком.
Дети 10–12 лет
Школьники
уже могут знать, как использовать Интернет в различных целях. Родители могут
поддержать ребенка, выяснив, какие сайты могут помочь с домашним заданием,
содержат информацию о хобби или других увлечениях ребенка. Интернет может также
использоваться для планирования вопросов, касающихся всей семьи. Это дает
возможность родителям и детям обсудить надежность разных сайтов, а также
источники поиска полезной и качественной информации.
Ребенку
необходим родительский присмотр и контроль, а также знание правил правильной
работы в Сети. Тем не менее, ребенок может узнать, как избавиться от присмотра
и обойти правила, если он будет считать их слишком ограничивающими или
несоответствующими его потребностям.
- Родителям и детям необходимо
прийти к соглашению относительно разрешенных и запрещенных действий в
Интернете, а также его использования. В соглашении должны быть учтены все
потребности и мнения. Примеры: ответственность отправителя сообщения, загрузка файлов и авторское право и установка программ.
- Договоритесь, какую личную
информацию можно разглашать и в каких случаях, а также поговорите о
рисках, связанных с разглашением информации.
Ознакомьтесь с дополнительной информацией: Интерактивные обсуждения / Неприкосновенность личной жизни - Если ребенок уже
заинтересовался общением в чатах или IRC, родителям следует обсудить с
детьми их безопасность и контролировать их опыт в интерактивных
обсуждениях. Ознакомьтесь с дополнительной информацией:Интерактивные обсуждения
- Многие дети любопытны и
любознательны, поэтому родителям необходимо акцентировать внимание на
необходимости безопасного и осторожного использования.
- Систему безопасности информации
также необходимо обновлять.
|