Советы психолога
Родители хотят видеть своих детей
успешными и с самого начала школьной жизни стремятся использовать любую
возможность для их развития: языковые группы, подготовительные курсы при
консерватории, индивидуальные занятия с учителем по математике…
Однако специалисты считают, что
шансы школьника оправдать ожидания семьи часто зависят лишь от его
выносливости. О том, к чему могут привести школьные перегрузки и как с ними
бороться, рассказывает Майя Соколова, кандидат медицинских наук, детский
невролог Клиники головной боли и вегетативных расстройств академика Александра
Вейна.
От
чего они устают?
Причин для переутомления у
школьников предостаточно. Избыток информации приводит к тому, что ребенок
просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Да и общение с
учителями и сверстниками – независимо от того, приятные оно вызывает эмоции или
нет – требует от него большого напряжения.
Причем уставать интеллектуально дети
начинают еще в начальной школе: к первокласснику предъявляются новые –
повышенные – требования, умственные нагрузки увеличиваются, ответственность
возрастает.
Следующий опасный рубеж – старшие
классы. В переходном возрасте у подростков меняется гормональный фон – организм
и так постоянно находится в состоянии стресса, а интеллектуальные перегрузки
вдвойне усложняют его работу.
Неудивительно, что старшеклассники
часто жалуются на головную боль, сонливость и апатию.
Родители редко обращают на это
внимание: «Какие твои годы, чтобы болела голова, да и чего ей болеть?» И лишь
особенно дотошные мамы отправляются с ребенком к врачу. На приеме выясняется,
что нагрузка в школе переходит все разумные границы, а жалобы ребенка –
закономерное следствие переутомления.
Синдром
непоседы
Предупредить последствия
переутомления можно, если вовремя обратить внимание на главные проблемы этого
возраста – синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
Ребенку не сидится на месте. Он не
может долго слушать учителя, начинает какое-то дело и тут же переключается на
другое. Потом все бросает и хватается за третье. То плачет, то смеется.
Часто дерется, что-нибудь ломает.
Перед сном становится легковозбудимым, начинает играть, и его очень сложно
уложить спать. Измученные мама и папа ведут его к психологам, врачам. Там
школьнику ставят диагноз: синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Родителям «непоседы» объясняют, что, как ни парадоксально, такая необузданная
активность может быть след-ствием умственного переутомления.
Школьник с дефицитом внимания отнюдь
не глупее своих одноклассников, а в чем-то даже сообразительнее и шустрее. Но
он никогда не записывает домашнее задание, постоянно отвлекается на уроках,
учится нестабильно: в его дневнике пятерок и троек поровну. У него часто
возникают проблемы со сверстниками. Он не может «вести себя хорошо», не потому,
что не хочет, а потому что не может.
Специалисты объясняют, что голова
таких детей может продуктивно работать лишь в течение 10–15 минут, после чего
ребенок «отключается» на 3–5 минут, чтобы накопить энергии. Для того чтобы
поддерживать активность мозга в этот период, школьник интенсивно двигается:
бегает по классу, дергает соседку по парте за косички и пускает бумажные
самолетики в окно.
В такой ситуации нужно вовремя
обратиться к врачу, который составит индивидуальную психотерапевтическую
программу коррекции и поможет родителям правильно организовать режим дня
ребенка. В противном случае, увеличение нагрузок в старших классах приведет к
большим проблемам со здоровьем. |